Аннотация к рабочей программе от 2 мес. до 3 лет по образовательной программе "Теремок"
Аннотация
к образовательной программе «Теремок» от
2 мес до 3 лет
Цель программы «Теремок» — создание
мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта
по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей,
индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.
Образовательная
среда
понимается при этом как специально организованная часть социокультурной среды,
в которой достигаются цели и смыслы образования. Представляет собой целостную
систему, которая включает три взаимосвязанных компонента:
1) субъектный (участники образовательных
отношений);
2) объектный (предметы в пространстве);
3)деятельностный
(«ансамбль деятельностей» и культурных практик). Образовательная среда
предполагает создание оптимальных условий, которые необходимы и достаточны для
полноценного проживания ребенком раннего детства (ФГОС ДО).
Социокультурный опыт
интерпретируется как система, включающая представления ребенка об окружающем
мире и себе самом, культурные умения (в т.ч. культурно-гигиенические навыки),
способы общения и взаимодействия с другими людьми в разных видах деятельности.
Амплификация развития рассматривается
как всемерное использование потенциала психического развития личности на каждой
возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов
воспитания (А.В. Запорожец). Авторы Программы применяют термин
«амплификация» в контексте культурно-исторического подхода и рассматривают как
расширение (обогащение) возможностей развития личности растущего человека в
процессе деятельного освоения социокультурного опыта. Тем самым амплификация
выступает основным педагогическим вектором Программы. Амплификация предполагает
системное, постепенное и последовательное расширение круга освоенных объектов и
явлений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей. Вектор амплификации
развития
детей от 2
месяцев до 3 лет поддерживается следующими характеристиками современной
образовательной среды: содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
«Ансамбль деятельностей» обосновывается
как многообразие видов детской деятельности (активности), приведенное в систему
согласно возрастным особенностям детей и актуальным образовательным задачам.
Культурные практики раскрываются как
повседневные, привычные способы самоопределения и самореализации, тесно
связанные с содержанием жизни ребенка и его события с другими людьми.
Культурные практики связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и
многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности,
основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.
Ключевые задачи
Программы
1) Поддержка у каждого ребенка чувства
базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной
адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации.
2) Создание условий для сохранения жизни и
здоровья детей; обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной,
экологической, информационной и др.).
3) Расширение
представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных
особенностей и образовательного запроса семьи.
4) Содействие
успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в
соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки,
самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.).
5) Формирование
позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия сдругими людьми
(близкими взрослыми, детьми).
6) Развитие
понимания речи разных людей; поддержка становления собственной речи ребенка как
основного средства коммуникации и познания окружающего мира.
7) Организация условий для системного освоения
детьми доступных видов активности (предпосылок деятельности) в их разнообразии.
8) Поддержка
становления детской инициативы и предпосылок субъекта деятельности.
9) Создание
условий для становления образа «Я», включающего представления о своем теле,
своих умениях, привычках, желаниях, интересах, достижениях.
10)Развитие личностных качеств:
доброжелательности, активности, самостоятельности, уверенности, самоуважения и
др.
Программа
направлена на обеспечение здоровья и безопасности детей, создание социальной
ситуации развития детей младенческого и раннего возраста, обеспечение
социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной
социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, отношения к людям и к
самому себе, его личностного и познавательного развития, поддержки инициативы и
становления предпосылок субъекта деятельности во взаимодействии с близкими
взрослыми и другими детьми в культуросообразных и возрастосообразных видах
деятельности.
«Теремок» —
стратегическая программа, которая строится на основе следующих методологических
принципов
• антропоцентризма;
• вариативности;
• диалогичности;
•
инициирования и поддержки субъектности;
• культуросообразности;
• природосообразности;
•
целостности.
«Теремок» — инновационная программа, которая
«родилась» в ответ на вызовы нового времени, запрос государства и семьи на
воспитание ребенка в новом мире. П
Научная
концепция программы включает пять
современных «портретов» или обобщенных образов
• «портрет» современного
ребенка;
• «портрет» современной семьи;
• «портрет» современного педагога;
• «портрет» современного детского сада;
• «портрет»
современного мира.
На основе
Программы в дошкольной образовательной организации создается мотивирующая
образовательная среда, которая предоставляет следующую систему условий развития детей:
• условия пространственно временные (гибкость
и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость
планирования);
• условия
социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения
всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей
(законных представителей), администрацию);
• условия детской активности
(доступность и разнообразие видов деятельности, культурных практик,
соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также задачам
развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной
деятельности.
Программа
влючает в себя 3 раздела:
1 Целевой
2. Содержательный
3. Организационный
Программа
«Теремок» предусматривает в разделе: «Организация жизнедеятельности детей в
образовтельной среде»: примерный режим дня
и планирование образовательной деятельности.