Страничка учителя - дефектолога
Кто же такой дефектолог и чем он может помочь
ребенку?
В широком понимании
дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением,
воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.
Какие же функции
выполняет дефектолог в детском
саду?
v Проводит обследование ребенка на предмет особенностей
его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет
способности к обучению и к игре, что помогает организовать работу так, чтобы
максимально скорректировать выявленные недостатки развития.
v Повышает познавательную активность ребенка и при этом
развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение,
внимание, любознательность, память, восприятие.
v Также работа дефектолога направлена на формирование и
развитие игровой деятельности, которая является главным видом деятельности для
детей дошкольного возраста.
Таким образом, целью
коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком в условиях дошкольного
учреждения является формирование психологической основы для
полноценного развития его личности.
Учителю-дефектологу важно
сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для
развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные,
слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую
активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления
ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная
подготовка к обучению в массовой школе.
Конечно, не все дети нуждаются
в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой
психического, психомоторного и сенсорного развития, дефектолог в детском саду
просто необходим. А родителям необходимо помнить, что большую часть времени ребенок
проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата,
который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста
совместно с родителями.
Что
такое МЕЛКАЯ МОТОРИКА и для чего она нужна?
Как
часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.
При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких
движений рук происходит под контролем зрения.
Мелкая
моторика
- одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с
овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности,
письмом, речью ребенка.
Почему
же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Дело в том, что в головном
мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены
очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за
речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для
использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Пальчиковая гимнастика.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Песочная терапия.
Вырезание ножницами.
Аппликации.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Шнуровки.
Рисование, раскрашивание.
Графические упражнения.
Штриховка.
Предлагаю вашему вниманию
игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей с использованием
предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит
не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.
♥ Смешайте в большой миске
различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же
бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать
их по разным мисочкам.
♥ Мелкие объекты можно
угадывать и сортировать с закрытыми глазами; из крупы, бусинок или пуговиц можно выкладывать буквы, силуэты и
даже целые картины; можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два
грецких ореха или камешка; отлично развивает мелкую моторику разнообразное
нанизывание. Нанизывать на нитку можно все что угодно: пуговицы, бусы и даже
макароны!
♥ Более сложный, но не менее интересный вариант – так называемая «песочная
терапия». Большую коробку нужно заполнить чистым и сухим речным песком. В него
можно прятать мелкие предметы и игрушки. Задача ребенка – найти их. И, конечно,
песок можно превратить в холст для рисования! С помощью пальчиков малыш может
нарисовать все, что ему хочется!
Занятия для
развития мелкой моторики не только благотворно влияют на ловкость пальцев и
способствуют развитию речи и лучшей координации движений, но и стимулируют
воображение! Применяйте уже известные приемы и изобретайте свои собственные!
Главное, чтобы эти занятия доставляли ребенку радость!
учитель - дефектолог: Лянгузова Н.В
12.10.2023
Просмотров всего: , сегодня: