Образование детей с ОВЗ и инвалидностью

"Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. 
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы." 
В.А. Сухомлинский

     Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
     Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,  с задержкой развития.                                  Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
     
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
     
Когда в МБДОУ «Детский сад № 53» поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
     П
лан изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
     
беседа с родителями;
     и
зучение медицинской карты ребенка;
     
обследование физического развития;
     
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

      Далее разрабатываются индивидуальные маршруты развития ребенка с ОВЗ.
     Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ «Детский сад № 53» (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

        Педагог-психолог:
 
     - организует взаимодействие педагогов;
      - разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
       - проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
       - организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
       - повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
       - проводит консультативную работу с родителями.

         Учитель-логопед:
       - диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
       - составляет индивидуальные планы развития;
       - проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
        - консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

            Музыкальный руководитель:
  - Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
 - Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  - Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.  
Хочу такой сайт

            Воспитатель:
  - Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  - Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  - Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  - Применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  - Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
    Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет спо­собствовать активному участию детей в жизни коллектива.
    Одним из условий повышения эффективности развивающей  педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы ус­ловий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие  высших психических функций и ста­новление личности ребенка.

       Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
       В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.  Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методичес­ких приемов, технологий  решается педагогом в каждом конкретном случае.
    В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанни­ков и способствующие нормализации эмоционального поведения, форми­рованию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной де­ятельности.
        Также организована активная работа с родителями.  Методы используются абсолютно разные по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.    Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи мы получаем  положительный результат.  В нашем детском саду используются следующие формы работы:

     Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

      Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

      Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

      В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с  ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.  Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития,  помогать им занять достойное место в обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

дорожная карта.pdf (скачать) (посмотреть)
изменения в дорожную карту.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».