23.06.2020
Неречевой
(физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков
окружающего мира (исключение звуки человеческой речи), различение звуков по
громкости, и определение направления и источника звука.
Неречевые звуки очень важны для
человека, они необходимы для ориентировки в окружающем мире.
Слуховое внимание (умение
сосредотачиваться на звуке) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не
возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно
развивать с первых лет жизни.
Развитие речи у детей младшего
дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом
возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов.
Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к
трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не
достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
Одним из направлений речевого
развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного,
фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с
различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.
Чтобы ваши дети
научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать
слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где
необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить малышей напрягать
слух, улавливать и различать звуки. Так мы
формируем слуховое внимание и закладываем
формирование слухового
восприятия, которое развивается в
процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим
свойствам: Например: "Найди мишку" (ребёнок ищет спрятанную игрушку,
ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе
ребёнок к спрятанной игрушке.).
Уважаемые
родители! Предлагаем вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые можно
использовать на развитие речевого слуха, слухового внимания и восприятия.
·
Определение
звучания игрушек (3-4 г.).
Возьмите 3
- 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и
заводные игрушки ), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки
они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к
игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать
на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание).
·
Определение
голосов членов семьи, птиц, животных (папа из комнаты, а мама с кухни должны
назвать имя ребенка).
·
Определение
звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь).
·
Перемещение
предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван
(на стул, на полку, под шкаф)
На столе
разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть
на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание
можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
·
Повторение
сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА,
ТА-МА-СА и т.д.
·
Повторение
слов, словосочетаний, небольших предложений.
Для
усложнения: предлагается ребенку встать спиной к говорящему и повторить за ним
все словосочетания, сохраняя их количество и порядок, например, «Коля, нашел
шапку» или «Наша Таня громко плачет» или «Пошел котик на торжок, купил котик
пирожок» и т.д.
·
«Отгадай,
что звучит» (3-5 л.).
Нужно
показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как
звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить
звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться
угадать, какой предмет издает такой звук.
·
«Солнце
или дождик» (3-4г.).
Взрослый
говорит ребенку, что они сейчас пойдут на улицу. Погода хорошая и светит
солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел
дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему -
спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно
слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
·
«Разговор
шепотом» (4-6 л.).
Суть
заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров,
услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить
малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились
четко.
·
«Посмотрим,
кто говорит» (3-4 г.).
Подготовьте
для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит».
Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть
ребенок угадает, какое животное так «говорит».
·
«Слышим
звон и знаем, где он» (4-5 г.).
Попросите
ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться
лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать
направление
·
«Скажи,
как я» (4-5 г.).
Взрослый
предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и повторять их
так же и следить за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с
соответствующей степенью громкости.
·
«Угадай,
что делать» (4-5 г.).
·
У
ребенка в руках два флажка.
Если
взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а
если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. Важно следить за правильной
осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое
звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять
упражнение. Услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а
когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4
раза.
·
Посмотрите и поиграйте вместе с малышом, представленное вам
видео «Угадай где, чей голос. По системе Монтессори».
Желаем, Вам, приятного
и полезного досуга с детьми вечером, сидя на диване!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.06.2020
Дата обновления: 23.06.2020
Дата публикации: 23.06.2020