Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие самостоятельности у детей раннего возраста"

23.02.2020

      У детей 3-го года жизни резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

      Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше.

     Самостоятельность ребёнка – это залог его успешности в обучении в школе, уверенности в собственных силах. В возрасте 3-х лет у ребёнка проявляется потребность сделать все самому. Главное слово в этот период «Я сам» и задача родителей – помочь ему в этом.

    Почему самостоятельность важна с раннего возраста:

С точки зрения психологии, развитие самостоятельности ведет к уверенности в себе и показывает ребенку, что вы ему доверяете.

    С точки зрения поведения, разрешение ребенку каждый день что-то делать самому и быть активным участником его собственной ежедневной жизни, позднее уменьшит неизбежные приступы упрямства. Он будет бороться за независимость — это нормальный этап развития, но многие эксперты соглашаются в том, что возможность почувствовать свою самостоятельность и автономию снижает вероятность кризисного поведения.

     С точки зрения развития речи качества общения, когда ребенок участвует в делах, вы можете поговорить о тысяче вещей. Не забывайте задавать вопросы и давать ребенку ответить — словами, выражением лица, жестами.

     С точки зрения моторики, разнообразные самостоятельные действия дают ребенку новый опыт, который поможет развить координацию, лучше распознавать свои чувства и научаться разным полезным вещам — сколько силы нужно, чтобы открыть контейнер (умение давить и тянуть), ощущение мягкой мокрой губки в руках, когда протираешь стол (тактильные ощущения), балансирование, когда наклоняешься к обуви (вестибулярный аппарат).

           5 способов поддержать самостоятельность ребенка:

1. Я начну, ты закончи

Простой способ дать малышу возможность помочь — если вы начинаете что-то делать, а он доводит до завершения. Например: начните чистить банан, а ребенок пусть снимает лепестки кожуры; вытащите ему руки из рукавов, а стягивает кофту пусть сам; расшнуруйте обувь и стащите с пяток, а снимает пусть сам.

2. Ты начни, я закончу

Это отличный подход, когда речь о мытье и других процедурах, которые нужно сделать внимательно. Например: дайте попробовать немного почистить зубы или протереть стол после еды.

3. Давай вместе

Этот способ подходит в случаях сложных задач, которые требуют помощи или заботы о безопасности. Например: разбить яйцо для завтрака в миску, порезать мягкие овощи детским ножиком, помыть тарелки, ополоснуть голову в ванной.

4. Я покажу, а ты попробуй

Этот способ — когда нужны только базовые навыки. Например: засунуть грязную одежду в корзину или машинку, снять шапку, понести очень легкую сумку с продуктами, которые нельзя разбить.

5. Выбери тыХочу такой сайт

Просто дать ребенку самому выбирать — прекрасный способ вдохновить его на раннюю самостоятельность. Например: пусть выберет между двумя футболками, двумя бутербродами или двумя игрушками — посмотрит, скажет, возьмет или покажет, что хочет.

Главные правила, помогающие ребёнку стать самостоятельным:

1. Не мешать.

2. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его надо научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды.

Для малыша лучшим примером всегда являлись сказочные герои, а самым непреложным правилам – детские стихи. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок он обязательно выучит и с удовольствием будет повторять.

Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т. д.), надо наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. 1.Например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колки надо надевать с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

2. Соблюдать последовательность. Например, сначала дети учатся снимать одежду, позже одевать. Нельзя начинать учить пользоваться вилкой, если ложка ещё не освоена.

3. Необходимо хвалить.

4. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь в овладении новыми действиями.

5. Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует    конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось.

6. Родители - пример для подражания.

7. Учитывать возраст. Например, не требовать у ребёнка 3-х лет завязывать шнурки.

8. При обучении самообслуживанию проводить игры с куклой (одевать, раздевать, кормить, купать и пр.)

9. Ошибка – не конец света.

10. Еще одно золотое правило: никогда не высмеивайте и не унижайте    своего ребенка, особенно если вы заметили его несамостоятельность в незнакомой обстановке перед чужими людьми. Каждый ребенок индивидуален: некоторым детям может потребоваться достаточно много времени, чтобы достичь желаемого результата. Будьте уверены - рано или поздно ребенок всему научится! Вам только нужно запастись терпением и соблюдать определенную тактику поведения.

11. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.02.2020

Дата обновления: 26.02.2020

Дата публикации: 23.02.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».