Консультация для родителей. «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»
12.01.2023
Консультация для родителей.
«Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»
Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки.
Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал - то в старших группах кроха - неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.
Одевание – это сложный процесс для ребенка, который состоит из разных действий: нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки, сравнивать. И нам, взрослым, нелегко дается обучение в работе с новыми инструментами. То же самое испытывает маленький ребенок, когда он учится одеваться. Но именно в таком, простом на первый взгляд, одевании зарождается очень важное качество ребенка – его самостоятельность.
Целенаправленно приступать к обучению самостоятельному одеванию можно примерно с двух лет. Как правило, в три года детки уже идут в детский сад, и очень важно, к этому возрасту они обладали элементарными навыками самостоятельного одевания. Если в это время малыш начинает постепенно самостоятельно надевать пижаму, носочки, застегивает ботиночки на липучке, то к четырем годам он, как правило, уже умеет сам одевать майку, трусики, кофту, куртку, брюки, юбку, платье, обувь (без шнурков). С каждым годом навыки увеличиваются, и к семи годам ребенок вполне может себя полностью одеть сам.
Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.
Какие трудности могут возникнуть у ребенка в одевании?
-Ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки),
-Сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде),
-Сложность определения, где передняя, а где задняя часть одежды (если это трусики, брюки, то ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать),
-Малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую,
-Ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед,
-Неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка),
-Трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды. Малыш может надеть кофточку «навыворот», то есть швами наружу.
Если ребенок не может одеться самостоятельно?
1. У малыша формируется привычная для него жизненная позиция зависимого от взрослых, беспомощного человечка. В отличие от этого ребенок, который умеет много делать сам и с гордостью это демонстрирует, чувствует себя совсем по-другому - самостоятельным, успешным, независимым, уверенным.
Когда малыш учится быть самостоятельным, то он учится самостоятельности не только в одевании, но и в жизни. Это нужно понимать всем нам - взрослым. Конечно, быстрее всё сделать за ребенка самим и самим его «упаковать» в комплект одежды. Но что родители этим закладываем в малыша? Если в сознание ребенка мы заложили своими репликами мысль «Одеваться сложно» он, не захочет одеваться сам. Если с раннего возраста тормозить в малыше желание «Я сам», и не давать ему возможности проявить самостоятельность, то ребенок может вырасти пассивным, не умеющим преодолевать трудности в жизни и ждущим, что всё за него сделают другие, чувствующим себя зависимыми от других. Поэтому правило для всех взрослых всегда одно - «всё, что ребенок может сделать сам (в одевании и не только), он делает сам!».
2. Если одеваем ребенка сами, то мы теряем возможности в интеллектуальном и речевом развитии ребенка, которые нам щедро предоставляет наша повседневная жизнь. Бытовые процессы - это то, что дает нам «развивающие задания», повторяющиеся из дня в день. Это и развитие мелкой моторики и крупной моторики, и развитие мышления и речи.
Одевание и переодевание - это еще и вклад в физическое развитие малыша. Это работа всех суставов - плечевых, локтевых, коленных, тазобедренных, развитие мускулатуры рук и ног, развитие координации движений.
3. Именно в таком простом самообслуживании ребенок впервые сталкивается с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели. В одевании малыши впервые учатся ставить перед собой цель (например, надеть маечку), находить и осваивать способы ее достижения, анализировать результат (получилось или нет), исправлять ошибки, если не получилось. А значит, здесь зарождаются контрольно-проверочные умения, которые очень понадобятся ребенку в любом продуктивном виде деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и позже в обучении в школе.
4. Когда ребенок чувствует себя умелым, у него появляется желание помогать другим - сестре или брату, родителям, друзьям - сверстникам. У него появляется возможность стать заботливым! И такое желание нужно всячески поощрять, предложить помочь застегнуть пуговицу на куртке младшему брату, завязать ему шарфик, придержать куртку, пока младший ребенок ее снимает.
Обучение детей самостоятельному одеванию - это очень важный вклад в их своевременное полноценное развитие, который - можем либо дать ребенку, либо забрать у него, лишив ребенка возможностей одеваться самому. Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит, как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1.Одежда, которую малыш одевает сам и которую мы покупаем ребенку, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть пряжек, застежек на спине, тонких ленточек - завязочек, слишком узких дырочек для шнурков и других элементов, сложных для малышей. Для маленьких детей желательна одежда с застежкой - липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами, для более старших - можно и даже нужно использовать любые виды застежек, в том числе с мелкими элементами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, и т.д. Нужно всегда заботиться об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя. Иначе он не хочет сам одеваться.
2.Очень важный «секрет» успешного одевания для малышей. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед. Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно, дети часто надевают одежду задом наперед.
3.Ребенку легче всего научиться одеваться сидя. Уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.
4.Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша. Пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него долго не получается - нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от самостоятельного одевания останутся лишь неприятные впечатления, и ребенок откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Взрослым - очень важно обеспечить успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»
7«золотых» правил обучения малышей одеванию
1.Будьте спокойны и терпеливы. Пожалуй, это одно из самых трудных требований: трудно сохранить доброжелательность, когда вы опаздываете, а малыш 10 минут возится с застежками. И все же, если вы понимаете, что никуда не торопитесь и времени достаточно, не спешите помогать ему или критиковать. Желательно, чтобы ребенок самостоятельно закончил то, что начал: так у него формируется его собственный, индивидуальный опыт. Вы видите, что оделся он не совсем правильно, сначала порадуйтесь вместе, что он это сделал сам, а затем спросите - все ли получилось? Выслушав, скажите своё виденьем. Четырехлетка поначалу может отказываться переодевать неправильно надетое. Порассуждайте, спросите у него, почему ему важно оставить все как есть? Старшие дети, как правило, исправляет свои ошибки: у них уже нет задачи «быть в протесте». Они больше нацелены на взаимодействие с социумом.
2.Установите зрительный контакт – это залог вашего взаимодействия с ребенком в процессе одевания. Когда вы еще сами одеваете своего малыша (делать это лучше всего, стоя на коленях на полу), свои действия проговаривайте вслух. Регулярные повторы имеет свою силу запоминания у ребенка. Впоследствии некоторые вещи, он будет автоматически надевать сам, а следующую последовательность в действиях вы ему напомните.
3.Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Многие дети любят наряжаться (и не только девочки!). Они пытаются участвовать в процессе одевания, начиная с годичного возраста, частично могут правильно одеться в два с половиной года и полностью - в четыре. Многое зависит и от характера ребенка, спокойные и усидчивые раньше начинают справляться с пуговицами и молниями, чем гиперактивные дети в принципе самостоятельно одеваться начинают немного позже.
4.Примите его правила - самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.
5.Подавайте пример - складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа». Малыши вообще очень хорошо учатся справляться с одеждой на примере. Поэтому в семьях, где двое и более детей, младшие начинают самостоятельно одеваться гораздо раньше.
6.Помогайте - подбадривает. Пусть он сам просовывает ноги в колготки, а вы - расправляете их и хорошо подтягиваете, или надевает рубашку, вы - застегиваете пуговицы и т.п.
7.Хвалите. Когда кроха сам что-то оденет или застегнет - не стоит скупиться на похвалу. Они очень радуются, когда что-то, получается, сделать без посторонней помощи. Категорически нельзя критиковать, ругать и смеяться, если ребенок надел что-то неправильно! Это усиливает у него страх, неуверенность, протестующее поведение перед чем-то новым. Ошибочно считать, что «метод сравнения» стимулирует к самостоятельности и повышает его мотивацию. Очень наглядно это происходит в детском саду: фразы «ну, что ты копаешься, все уже переоделись», очень ранят ребенка, делают виноватым, заставляют стыдиться, понижают самооценку и даже пробуждают чувство злости.
Воспитатель: Неустроева. Н.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.01.2023
Дата обновления: 12.01.2023
Дата публикации: 12.01.2023