Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника

21.11.2022

Консультация для родителей: 

«Игры - экспериментирования

в воспитании младшего дошкольника

   Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

   Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментирования с предметами. Основное действие для ребенка - это манипуляция с определенным предметом на основе заданного взрослым сюжета.

Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений, навыков.
Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия. В таких играх дети постоянно знакомятся с качеством предметов. 

Умываются - узнают температурные свойства воды. Гуляют на улице - познают свойства песка, снега, природные явления. Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению. Эта радость - залог успешного развития и здоровья малышей. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.

«Чего нельзя и Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

   Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они Вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр - ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка.
   Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему Вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формируя его личность.                                                                                                                                

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему можно помочь ребенку, предложив создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. Можно предложить придумать названия этим напиткам. 

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием с детьми необходимо проводить различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом. 

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. 

Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: 

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) 

- у нас есть вдох и выдох. 

- сколько весит воздух? 

- можно ли поймать воздух? 

- бывает ли воздуху холодно? 

- может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.  

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. 
Хочу такой сайт

 

Можно провести следующие эксперименты:

«Тонет, не тонет». В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) 

«Подводная лодка из яйца». В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). 

«Цветы лотоса». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются) 

«Подводная лодка из винограда». Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать) 

«Капля шар». Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков). 

«Можно ли склеить бумагу водой?» Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием). 

«Чем пахнет вода». Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены). 

«Сравнить вязкость воды и варенья». (Варенье более вязкое, чем вода) 

«Есть ли у воды вкус?» Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) 

«Испаряется ли вода?». Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода в тарелке испарится, превратится в газ; при нагревании жидкость превратится в газ) 

    В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.  Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. 

    Вот несколько советов для Вас по развитию поисково-исследовательской активности детей: чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. 
• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. 

• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. 

• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. 
• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. 

• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. 
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. 

• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. 
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с  ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). 
Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Воспитатель:Проскурякова Т.Г

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2022

Дата обновления: 21.11.2022

Дата публикации: 21.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».