Консультация для родителей, чьи дети не посещают детский сад

18.01.2022

МБДОУ ПГО «Детский сад № 53»

 

Консультация для родителей, чьи дети не посещают детский сад

 

 

«Возрастные кризисы

(3 и 7 лет):

особенности их протекания

и условия воспитания, ориентированные на их успешное преодоление.»

 

 

Возрастные кризисы у детей являются неотъемлемым составляющим успешного развития ребенка. Обычно кризисы длятся не очень долго - несколько месяцев, а стабильные периоды намного дольше. В некоторых случаях кризис может затянуться до года и больше.

У всех детей возрастные кризисы проходят по-разному. Одни резко меняются в поведении, грубы и непослушны, им присущи вспышки гнева и неспособность справиться со своими эмоциями. Другие же особо ничем не выделяются и остаются тихими и спокойными. Даже в таком случае кризисы есть.

Как понять, что наступил кризис? Поведение ребенка резко меняется - бурные проявления характера, упрямства. Ребенок как бы выходит изпод контроля взрослых, трудно поддается влиянию, те способы воспитания, которые раньше действовали, перестают вдруг работать.

Все без исключения детки во время кризиса испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. В это время внутри них происходят изменения.Так же данный период характеризуется тем, что возникает конфликт между возрастающими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями.

Кризис 3 лет у ребенка в редких случаях проходит незаметно. Подавляющее большинство родителей отмечают, что их дети в 3 года не только меняются, но и доставляют немало хлопот своим поведением. Это закономерно, поскольку возрастные кризисы, по сути, являются переходом с одной ступени развития на другую. Такой переход сопровождается многочисленными изменениями в психическом развитии ребенка, что требует от взрослых гибкости в воспитании.

         Кризисом трех лет открывается новый этап в развитии ребенка. Этап охватывает несколько лет, и его называют дошкольным периодом. Психологи подчеркивают, что в дошкольном возрасте малышу предстоит освоить мотивационно-потребностную сферу.

        В определенный момент у каждого ребенка появляется осознание, что окружающий мир предметов – это не только большое поле познания, а еще и сфера для реализации. Такое осознание вырывается наружу со словами «Я делаю». Малыш с воодушевлением комментирует свои действия: «Я стучу», «Я кушаю», «Я еду» и пр.

        Поскольку произошло величайшее открытие собственного активного участия в окружающей среде, ребенок хочет пробовать свои силы во всем и слышать поддержку и похвалу от взрослого. Но не тут-то было. Взрослые одно дело запрещают, к другому не подпускают, за третье ругают…

        3-летний упрямец не может противостоять своим желаниям, появляется устойчивая мотивация получить желаемое.

        Если малыш пожелал нечто делать самостоятельно, а взрослые не предоставляют такую возможность, он не только будет кричать «Я сам!», но еще и закатится в истерике или разразится потоком слез.

        Взрослым важно помнить, что в подобных случаях ребенок не только конфликтует с окружающими, в этот период у него проявляется конфликт с самим собой. Малыш не может ограничиться теми отношениями, которые его окружали раньше, – абсолютная опека со стороны близких его уже не устраивает.Ему нужно реализовать новые потребности в самостоятельных действиях, и нужно найти способ, как это сделать. Если при этом его намерения встречают внешнюю преграду, нарушается психическое равновесие детского сознания, приводящее к негативным симптомам в поведении.

        В кризисный период у взрослых появляются трудности общения с ребенком, потому что маленькая личность нуждается в новых отношениях с самыми близкими людьми. Зачастую родители и воспитатели сами испытывают растерянность, что предпринять для успокоения ребенка, и как перестроить отношения. Подливают масла в огонь и посторонние люди, отпуская замечания родителям, какой избалованный или капризный у них ребенок.

        В связи с этим  взрослых волнуют два вопроса:

?Как себя вести, чтобы кризисный период прошел быстрее и как можно незаметнее

?Что делать, если симптомы кризиса обрели устойчивую форму и проявляются бурно и часто

Чаще всего воюют со своими детьми те родители, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Родители, опутывающие свое чадо сетью чрезмерной опеки или планирующие каждый его шаг, обречены на то, чтобы детский кризис разразился с максимальным проявлением строптивости и упрямства. Поэтому рекомендации «быть построже», или «проще самому все сделать, а ребенок покричит и успокоится», ни в коем случае не упростят ситуацию, а только спровоцируют затянувшийся кризис.

Для благополучного преодоления кризиса 3-х лет родителям необходимо помнить:

ü Малыш упрямится или капризничает не назло взрослому, а потому что реализует потребность проявить свое Я.

 

ü Уступки и запреты, исходящие от родителей, должны быть аргументированы подлинной, но не чрезмерной заботой. Например, играть на дороге нельзя, и это не может быть разрешено, несмотря на самые бурные капризы дошкольника.

 

ü Идти навстречу ребенку там, где его желание или самостоятельные действия не несут никакого вреда. «Хочешь кушать за большим столом? Давай переставим твою тарелку, и занимай место, которое тебе нравится». «Хочешь нести сумку? Пожалуйста, пробуй».

 

ü Избавиться от ожиданий, что ребенок будет поступать рационально: заинтересуется кубиками, потому что строить конструкции полезно, и пройдет мимо экрана с мультиком. В дошкольном возрасте внимание и восприятие непроизвольны, и направлены туда, где увлекательнее.

 

ü Если произошел конфликт (ребенок бесконечно упрямился, мама злилась), важно, чтобы взрослые первые шли на контакт и восстанавливали отношения. Нельзя передавать ответственность малышу, вынося вердикт в стиле «пока не извинишься, не подходи» и т.п.

 

Чтобы родителям легче было принимать все сложности, связанные с кризисом в развитии их 3-летнего крохи, стоит напоминать себе, что благодаря кризисной перестройке в трехлетнем возрасте формируются значительные достижения. Воля, самостоятельность, гордость за свои достижения – эти важнейшие личностные новообразования закладываются именно в этот период.

        Кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития (может начаться раньше или позже номинального возраста). На этих этапах происходит изменение взаимодействиясо взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).Хочу такой сайт

        В жизни ребенка наступает переломный момент. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых, как таковой, времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции - позиции школьника. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. По мнению многих исследователей, это период рождения социального «Я» ребенка, то есть осознание им себя в окружении сверстников и преподавателей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться - устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Другими словами, ребенку приходится, независимо от своих желаний, становится более взрослым, так как этого от него требует статус ученика, члена коллектива.

        Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника.

        Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

Признаки наступления кризисного периода 7 лет:

1.       Возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»).

2.       Появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнитьродительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения.

3.       Непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей.

4.       Хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых).

5.       Демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения.

6.       Обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

        Для исключения закрепления негативных симптомов кризиса и преодоления результатов неправильного воспитания необходимо изменить отношение к ребенку и пересмотреть систему требований к нему. Поскольку основные потребности ребенка в этом возрасте - это уважение к нему и стремление стать взрослым, то необходимо развивать самостоятельность в действиях ребенка, поручать ему важные для семьи дела, с которыми он сможет справиться, определить его роль в семье.

        Необходимо создать для ребенка условия, в которых он мог контролировать свои действия самостоятельно, без указаний взрослых.

Для благополучного преодоления кризиса 7 лет родителям необходимо помнить:

ü Постарайтесь больше поддерживать и хвалить ребенка за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он уже многое может сделать сам

 

ü Порицать следует не самого ребенка, а тот поступок, который он совершил («Меня очень огорчило, что ты не дал сестренке сока» вместо оскорбительного: «Ты жадный и противный мальчик!»

 

ü Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.

 

ü Чаще прибегайте к чувству юмора и не теряйте оптимизма, кризис - явление временное

 

ü Необходимо совместно обсуждать сделанные ошибки и пути их исправления, причины и последствия тех или иных поступков

 

ü Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи

 

ü Больше времени занимайтесь совместным творчеством, чтением и другими делами

 

ü Не акцентируйте внимание на негативных проявлениях ребенка - и ему станет неинтересно демонстрировать их вновь

 

 

Кризис – очередной жизненный этап на пути у маленького человека, самое главное на пути преодоления быть более внимательными к малышу, проявлять больше любви, тепла, ласки, чаще говорить, что вы его любите и скучаете, когда не вместе.

 

Подготовила: педагог-психолог

Бердюгина Е.А.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.01.2022

Дата обновления: 18.01.2022

Дата публикации: 18.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».