18.10.2021
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Многолетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя - логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Чтобы лучше планировать работу я, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса
Цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа с семьями воспитанников ведётся по направлениям: информационное и образовательное.
Основными задачами, работая с родителями в течение учебного года, являются:
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
• Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимоподдержки;
• Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
• Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.
Организация работы с семьёй ведётся по направлениям: информационное и образовательное.
Как показывает опыт, работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.
Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.
Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:
• Родительские собрания. Кроме этого проводим внеплановые консультации по мере поступления вопросов. В группах ДОУ учитель-логопед выступаетна родительских собраниях по плану работы группы.
• Консультации. Проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме в часы, определённые циклограммой, а также незапланированные консультации по запросам родителей. Темы – самые разнообразные, касающиеся как текущих занятий, так и других вопросов речевого развития. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Проводятся индивидуальные консультации и с родителями детей, у которых были выявлены первичные речевые нарушения. Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу и проводятся чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.
• Беседы. Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка. В деликатной форме рассказывают, как с ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание.
• Родительские пятиминутки. Провожу с родителями тех детей, которые занимаются в рамках логопункта. Родители получают кратковременную личную консультацию.
• Домашние задания. Родители изучают индивидуальные тетради детей, отслеживают динамику их обучения, организуют выполнение домашнего задания.
• Мастер-класс. Проводится по мере необходимости и по рекомендации логопеда в случаях, когда ребёнок не усваивает материал, а также когда родителям нужна практическая помощь по какой-то теме.
• Уголки для родителей в каждой возрастной группе и в кабинете логопеда. Консультации периодически обновляются на протяжении всего учебного года.
• Опросы, тестирование, анкетирование;
• Посещение родителями логопедических занятий.
• Оформление буклетов, памяток на разные темы.
Проводятся в ДОУ и такие мероприятия для родителей, как Дни открытых дверей, тестирование и анкетирование, праздники и развлечения, выставки, организован выпуск газеты.
Использую в работе и современные формы работы с родителями с использованием ИКТ: показ презентаций (оформлены слайдовые презентации по развитию речи детей на все возрастные категории).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2021
Дата обновления: 18.10.2021
Дата публикации: 18.10.2021